Говорят, что если хочешь застать настоящие перемены в глубинах России, то жить придется ну очень долго, почти до седых волос. А может, и не стоит ничего ждать вовсе, а жить так, как получается? Выпуск рассылки «Сигнал» пытается задать этот вопрос под другим углом.
Когда долго ждешь, становится ли оно лучше?
В том самом 2022 году, где режиссер Кирилл Серебренников прощался с проектом «Гоголь-центр», он сказал фразу: «В нашей России нужно жить длинно, чтобы успеть к финалу». Ну, или что-то примерно такое. Тогда он уже находился за чужими границами. Надо признать, эта мысль про длину жизни плохо прижилась не только у культурных активистов, вроде балетмейстера Бориса Эйфмана или актрисы Людмилы Максаковой, но даже у политиков, которые, так сказать, мыслят глобальнее. По сути, все сошлись в одном — дожить бы до света в туннеле, а уж победить его, это кто-нибудь потом сможет. Ну… кто успеет.
Так вот, эта любопытная фраза корнями уходит к Корнею Чуковскому. Мудрец своего времени между прочим.
Чуковский и философия неторопливого выживания
Говорят, когда его спросили, восстанет ли когда-нибудь из пепла разрушенная усадьба Александра Блока, он якобы ответил: «В России нужно, знаете, очень постараться жить долго. Тогда и увидите». Типа как исторический кэшбэк. Оказался, конечно, прав — прошло лет сорок или больше, и всё восстановили, как было. Ну, почти…
Для интеллигенции эти слова стали таким образом напоминанием о мудрости стоиков. Их любимым жизненным кредо ведь было, мол, не заморачиваться тем, на что ты не можешь повлиять. Смысл в том, чтобы как-то дожить до новых времен, сохраняя хоть что-то свое — ум, честь, мысли. А недружественные времена пусть сами перевалят через свой пик.
Резиновые планы и разбег по мелочи
Как говорил умный человек Юрий Лотман, а точнее, его друг Григорий Ревзин пересказывал: «Если уж живёте в таком хаосе, стройте планы размером с ладонь, а не с мечту. Перебежками будет легче двигаться». По сути, это про то, что большие проекты лучше оставить в уме, а себя сохранить для тех времен, когда можно будет уже достроить то, что долго начинал.
Можно ли жить долго — с удовольствием?
Конечно, можно. Особенно если находишь свое собственное удовольствие в том, чтобы наблюдать, как одна эпоха сменяет другую. К примеру, поколение тех, кто родился в конце 1960-х, сегодня сидит в уютной компании своих шестидесяти с хвостиком. Одни застали брежневские времена, другие через Перестройку прошли, а кто-то стал эпохальным свидетелем двадцатилетия, проведенного под управлением путинизма. Вот вам и целый мешок историй за плечами.
И тут забавное начинается: если ты видел, как одна эпоха закончилась, есть шанс наблюдать и как элементы её снова всплывают в повседневности. Такое себе историческое дежавю. Но это всё наводит на мысли: а менять ли свои убеждения, если цикличность истории всё равно берёт своё?
Адаптироваться или жить как получится?
Для спокойных душ проще выбрать путь, где стараешься держаться тише воды, находить радость в простых вещах и не стремиться к высотам, которых сложно достичь. Ну типа берешь свою жизнь и делаешь из неё то, что она сама предлагает. Но на каждом таком маршруте из-за угла выглядывает фатализм, который подсказывает, что на тебя сверху никто особо не рассчитывает. Так зачем торопиться?
С точки зрения этих взглядов система — это что-то вроде огромной и неповоротливой махины, которую не изменить усилием одного человека. А если что-то и сработает, то не благодаря тебе. В этой реальности главное держаться на плаву, а перемены пусть случаются, если им это по силам.
Пока есть время, ищи свой ответ
А вот те, кто хочет застать изменения не по счастливому стечению обстоятельств, а прям специально, они ищут свои пути. Каждый день. Потому что любая «перемена» в обществе — это всегда шанс, вопрос и практически квест с открытым финалом.